Профессиональные справочные системы для специалистов
21.05.2019
Покупатели энергии просят изменить параметры отборов проектов модернизации ТЭС

     Потребители электроэнергии недовольны результатами первых отборов в рамках модернизации ТЭС примерно на 60 млрд руб., поскольку, по их мнению, победившие проекты не направлены на рост выработки электроэнергии и во многих случаях эквивалентны простым капитальным ремонтам. Потребители предлагают серьезно изменить правила будущих отборов - в частности, повысить требования к КПД оборудования и снизить базовую доходность с 14% до 10%. Но генераторы и Минэнерго не видят необходимости в изменениях.
     
     Ассоциация "Сообщество потребителей энергии" просит правительство доработать порядок отбора проектов модернизации ТЭС, следует из письма главы ассоциации Василия Киселева вице-премьеру Дмитрию Козаку от 15 мая. Потребители недовольны итогами первого отбора проектов на 2022-2024 годы (по оценкам "Ъ" их стоимость составляет около 60 млрд руб.). Большинство из них предполагает "проведение среднего или неглубокого капитального ремонта и направлено преимущественно на низкозатратное продление паркового ресурса устаревшего энергооборудования паросилового цикла" и работ, не связанных с модернизацией основного оборудования: строительство новых золоотвалов, градирен, насосных станций и т.п.
     
     Из 30 отобранных проектов первого залпового отбора, сообщает господин Киселев, 23 гарантированно и с повышенной доходностью компенсируют 96% затрат на модернизацию, фактически не вырабатывая электроэнергии, поскольку заявленная ими доля доходов с рынка электроэнергии в общем объеме финансирования проекта составляет всего 4%.
     
     Потребители предлагают не рассматривать проекты с целевым КПД оборудования ниже 50% в первой ценовой зоне (ЦЗ, Европа и Урал) и 43% - во второй (Сибирь), увеличить требования по учету прибыли с рынка электроэнергии (т.н. коэффициент РСВ), ввести обязательство по загрузке модернизируемого объекта и исключить возможность финансирования смежных мероприятий. Возвращаются они и к своему старому требованию по снижению базовой величины доходности (WACC) модернизационных проектов с 14% до 10%.
     
     Ассоциация "Совет производителей энергии" (объединяет крупную тепловую генерацию) оспаривает тезис о том, что модернизация сводится к неглубокому ремонту: из 30 отобранных проектов семь - это комплексная замена турбин, девять - генераторов. В 16 из 30 проектов предусмотрено увеличение установленной мощности, по остальным также меняются качественные характеристики оборудования, чего нельзя достичь ремонтом. Консервативные заявки Крсв говорят лишь о том, что у генераторов "консервативные прогнозы по рентабельности РСВ, что вполне оправданно в связи с планами по строительству ВИЭ и АЭС". Между тем, если вводить предложенные потребителями значения минимального КПД, это означает полный переход на парогазовый цикл с ростом средних инвестиций более чем на порядок по сравнению с результатами отбора в 7,2 тыс.руб. за 1 кВт, считают в ассоциации. Повышение нижнего порога Крсв, как и запрет дополнительных строек, не принесет результата, поскольку участник перераспределит структуру заявки, "например, увеличив заявляемый OPEX или CAPEX", считают в СПЭ, отмечая, что градирни и золоотвалы - весьма капиталоемкие элементы. Снижение WACC, полагают генераторы, приведет к падению конкуренции и росту цены отбора.
     

     В Минэнерго в основном согласны с производителями в отношении избыточности дополнительных требований. При этом в министерстве готовы обсуждать идею об увеличении нижнего предела Крсв, а также корректировку перечня работ в рамках модернизации - он может быть уточнен для отборов с 2025 года.
     

     Изъян отбора состоит не в конкретных величинах, полагает директор по экономике и тепловым узлам "Т Плюс" Александр Вилесов, а в базовом посыле. "Вместо того чтобы ограничивать отбор мощностью, рассчитанной по максимальной цене (реальное ценовое предложение оказалось вдвое ниже), следует ограничить его объемом средств, которые можно направить в программу, не вызывая роста тарифа для потребителя сверх инфляции, - полагает он. - Тогда ДПМ-2 получится действительно всеобъемлющим механизмом, куда войдут и ГРЭС, и ТЭЦ, и обновление затронет все классы станций".
     
     "Многочисленные технико-экономические критерии конкурентных отборов не создали стимулов для глубокого обновления мощностей, зато средний CAPEX составил около 7 тыс.руб./кВт, что в два-три раза ниже ожиданий", - говорит старший консультант Vygon Consulting Николай Посыпанко. Большая часть предложений потребителей вряд ли качественно изменит ситуацию: так, снижение WACC до 10% обернется ростом капитальных затрат в заявках генераторов по аналогичным проектам в будущем. Разумным, по мнению аналитика, представляется запрет на "фрагментарную" модернизацию в пользу комплексных проектов замены всего основного энергооборудования - котлов и турбин.
     
     
     Источник:
     http://www.kommersant.ru