Профессиональные справочные системы для специалистов
31.05.2019
Опубликован законопроект по BIM-технологиям

     Законопроект "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации" разработан Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации во исполнение поручения Президента Российской Федерации В.В.Путина от 19 июля 2018 г. N Пр-1235 о переходе к системе управления жизненным циклом объектов капитального строительства путем внедрения технологий информационного моделирования в целях модернизации строительной отрасли и повышения качества строительства и в соответствии с мероприятием 6.01.021 "Создание системы управления жизненным циклом объектов капитального строительства на основе технологий информационного моделирования" федерального проекта "Цифровое государственное управление" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации"
     
     Строительная отрасль является одной из базовых фондообразующих отраслей национальной экономики. Состояние и доступность жилищного фонда, социальной и коммунальной инфраструктуры определяют качество жизни населения, обеспечивают формирование комфортной городской среды. При этом для отрасли характерен ряд проблем, существенно повышающих уровень издержек и рисков как бизнеса, так и государства, снижающих эффективность государственного управления и конкурентоспособность предприятий отрасли.
     
     Отсутствие единой системы алгоритмизированных взаимоотношений значимого количества участников строительной отрасли, осуществляемых в единой информационной среде, обеспечивающей "бесшовность" процессов обмена информацией и документацией между инвесторами, заказчиками (застройщиками), генпроектировщиками, генподрядчиками, органами государственного кадастрового учета объектов недвижимости и землеустройства, органами экспертизы, органами контрольно-надзорной деятельности, органами государственной власти и местного самоуправления по всей цепочке движения инвестиционно-строительного проекта, начиная с формирования инвестиционных намерений, выбора земельных участков или объектов, инженерных изысканий, предпроектной и проектной подготовки, строительства, реконструкции, капитального ремонта и сдачи-приемки в эксплуатацию, с последующим техническим обслуживанием, текущим и капитальным ремонтом, реконструкцией и ликвидацией объекта капитального строительства, значительно увеличивает трансакционные издержки и уровень административных барьеров, вынуждает бизнес выстраивать коммуникации со множеством контрагентов, сопровождается дублированием документооборота, ведет к разрозненности и неструктурированности информации о строительном объекте, утрате проектной, исполнительной, эксплуатационной документации на объекты недвижимости.
     
     Фактическое отсутствие интеграции всех стадий и процессов на протяжении жизненного цикла объекта капитального строительства, обеспечивающей преемственность информации, непрерывность накопления и обмена достоверными данными, делает невозможным учет апробированных эксплуатационных характеристик и реальных эксплуатационных затрат при выборе технических решений, материалов, технологического и инженерного оборудования на стадии создания объекта капитального строительства.
     
     Законопроект обеспечивает правовые основы внедрения единой системы управления информацией об объектах капитального строительства путем применения информационного моделирования на протяжении всего жизненного цикла с учетом всех бизнес-процессов, функций государственного управления и государственных услуг в сфере строительства, в том числе:
     
     - предусматривает закрепление в правовом поле понятий "информационная модель", "информационное моделирование";
     
     - предусматривает закрепление в правовом поле понятия "классификатор строительной информации", предназначенного для обеспечения информационной поддержки задач, связанных с классификацией и кодированием строительной информации в целях автоматизации процессов выполнения инженерных изысканий, обоснования инвестиций, проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, эксплуатации и сноса объектов капитального строительства, и выполнения государственных функций по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства;
     
     - устанавливает "бесшовный" порядок обмена сведениями, документами и материалами об объекте капитального строительства с использованием существующих государственных информационных систем, в том числе государственной информационной системы "Единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства", государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности;
     
     - устанавливает полномочия субъектов градостроительных отношений по применению информационного моделирования на всех этапах жизненного цикла объекта капитального строительства.
     
     В соответствии с законопроектом к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности отнесено установление правил формирования, ведения и использования, требований к составу, форме и содержанию информационной модели объекта капитального строительства.
     
    Законопроектом также предусмотрено, что случаи обязательности создания и ведения информационной модели, включающей в себя все сведения, документы и материалы об объекте капитального строительства, формируемые на протяжении жизненного цикла объекта капитального строительства, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
     

     Внедрение единой системы управления информацией об объектах капитального строительства на протяжении всего жизненного цикла с применением информационного моделирования позволит: хранить, обеспечивать доступ, обмен и анализ данных по объектам капитального строительства на протяжении всего жизненного цикла: от обоснования инвестиций, проектирования и строительства/реконструкции до эксплуатации и вывода из эксплуатации/утилизации; учитывать одновременно технологические, финансовые, геометрические параметры и временной фактор, поддерживая данные в актуальном и полном состоянии в любой момент времени; объединять разнородную информацию об объектах и всех участниках процесса управления в единую информационную среду, включая управляющие компании, эксплуатирующие, ремонтные, строительные, субподрядные, проектно-конструкторские и научно-исследовательские организации, органы надзора и контроля; создавать полноценные "цифровые двойники" - виртуальные двойники объектов, основу для принятия инженерных и управленческих решений.
     
     Внедрение классификатора строительной информации позволит извлекать любые аналитические выкладки, включая количество проектируемых, строящихся, эксплуатируемых объектов капитального строительства, количество квадратных метров введенного в эксплуатацию жилья, количество использованных строительных материалов, количество занятых в отрасли работников с разбивкой по административно-территориальным единицам, функциональному назначению, временным интервалам и специальностям, а в сочетании с классификатором строительных ресурсов - по объемам затрат.
     
     Внедрение единой системы управления информацией об объектах капитального строительства на протяжении всего жизненного цикла объекта капитального строительства с применением информационного моделирования обеспечит переход на качественно новый уровень управления строительной отраслью, который базируется на управлении данными, создании новых ценностей.
     
     Ожидаемый эффект от внедрения системы управления жизненным циклом объектов капитального строительства с использованием технологии информационного моделирования:
     
     - переход на оценку стоимости владения от оценки стоимости проектирования и строительства;
     

     - оптимизация бизнес-процессов и снижение рисков на всех этапах жизненного цикла объекта капитального строительства, в том числе за счет анализа возможных изменений (предсказательное моделирование);
     
     - выработка оптимальных проектных решений с учетом опыта эксплуатации аналогичных или сходных объектов капитального строительства;
     
     - выявление ошибок на ранней стадии создания проекта, как следствие, уменьшение количества необоснованных и непредвиденных работ на последующих стадиях жизненного цикла;
     
     - повышение прозрачности процессов принятия проектных решений с экономической точки зрения, имея в виду стоимость жизненного цикла объекта и его компонентов, повышение достоверности ценообразования в строительстве, переход от ценообразования к управлению стоимостью объекта капитального строительства через регламентацию требований;
     
     - повышение производительности труда и эффективности использования ресурсов всеми участниками инвестиционно-строительной деятельности;
     
     - повышение эффективности контроля и координации участников инвестиционно-строительного проекта по достижению наиболее оптимальных технико-экономических показателей;
     
     - сокращение сроков производства работ;
     
     - снижение затрат на строительство и эксплуатацию объектов капитального строительства;
     
     - развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры управления жизненным циклом объектов капитального строительства с преимущественным использованием российских технологий, программного обеспечения и оборудования;
     
     - повышение конкурентоспособности и капитализации российских компаний.
     
     Дата окончания публичного обсуждения - 12 июня 2019 года.
     
     Планируется, что Федеральный закон вступит в силу с 1 января 2022 года.
     
     
     Источник:     
     http://www.np-ciz.ru/